Ранним утром журналисты вместе с сотрудниками ГИБДД и специалистами областного минпрома выехали в посёлок Солнечный, чтобы выявить нелегальных перевозчиков.
Согласно статье 11.33 федерального закона № 220, вступившей в силу с 15 июля 2016 года, для осуществления регулярных пассажирских перевозок водители имеют право заниматься пассажирскими перевозками только при наличии карты.
Поймать нелегала.
Останавливаем первую же «газель». Шофёр удивлённо смотрит на окруживших его журналистов.
«Ваши документы, пожалуйста», - просит сотрудник ГИБДД.
Водитель маршрутки послушно протягивает документы, в которых сообщается, что транспортное средство зарегистрировано как… легковое такси. Страж правопорядка интересуется, какой заказ выполняет водитель.
«Везу пассажиров из Большеречья», - отвечает водитель, у которого на лобовом стекле висит флажок с именем Виктор.
На боковом стекле маршрутки написано: «Заказной». Сотрудник ГИБДД выписывает водителю предупреждение о необходимости карты. В это время пассажиры недовольно переглядываются, ожидая, когда поедут. После выдачи предупреждения водителя отпускают.
Как поясняет Алексей Лазуткин, руководитель департамента областного минпрома, с помощью маскировки под легковые такси перевозчики пытаются уклониться от налогов. Одно из условий при регистрации в качестве такси - в маршрутке не может быть больше восьми мест. Поэтому газелисты сначала снимают несколько мест в салоне, а затем снова их подставляют: перевозить на дальние расстояния восемь пассажиров невыгодно.
Для того чтобы оформить свой транспорт на регулярные пассажирские перевозки, водители должны получить карту маршрута и свидетельство о выигрыше конкурса.
«Критерии конкурсного отбора установлены статьёй 24 федерального закона № 220. Первый - это количество ДТП, совершённых по вине перевозчика или водителя за предыдущий год; второй - возраст транспортного средства; третий - наличие низкого пола, кондиционера, электронной системы оплаты проезда; четвёртый - еврокласс и наличие опыта работы водителя, подтверждённое договорами с организаторами перевозок», - объясняет Алексей Лазуткин.
Кроме того, по региональному закону водители также обязаны передавать сведения о ГЛОНАСС, данные о водителях и прохождении ими медицинского осмотра. Омские перевозчики пытались обжаловать эти требования в суде, но 21 сентября 2016 года Верховный суд отказал в иске перевозчикам, признав факт соответствия регионального закона требованиям федерального законодательства.
Заплатить штраф.
«Если предприниматель осуществляет пассажирские перевозки, он должен заботиться о безопасности людей и оплате налогов. Ранее перевозчики не передавали сведения о водителях, не трудоустраивали их, не платили налоги. Если перевозчики будут передавать сведения о водителях, то за всех они должны будут заплатить. То есть раньше налоговая служба не могла подтвердить осуществление деятельности, а сейчас это будет подтверждать ГЛОНАСС», - поясняет Алексей Лазуткин.
Согласно итогам утреннего рейда, было проверено около 30 транспортных средств и составлено 11 протоколов об административных правонарушениях. Если нарушения будут обнаружены во второй раз, перевозчикам придётся заплатить штраф.