Судно отчаливает, а люди остаются на берегу. На борту никаких пассажиров и даже рулевого. Это катамаран-робот. Почти два года его создавали учёные Иркутского технического университета. И вот - первые испытания на воде.
Катамаран самостоятельно держит курс по заданному маршруту. Несмотря на течения и волны, он может даже застыть на одном месте. А это важно для исследований, которые на нём будут проводить, ведь судно научное. Управлять им можно и вручную, на расстоянии до 10 километров.
- На нём стоит навигационная система, это GPS, ГЛОНАСС, которая передаёт его координаты, где он находится. Передаёт с него данные о качке, крены там. Также с него мы передаём видеокартинку с поворотной видеокамерой. Мы можем её во время движения поворачивать, - говорит ведущий инженер ИрНИТУ Дмитрий Ченский.
Скорость катамарана - как у моторной лодки. Питание от солнечных батарей, рассчитанных на 8 часов работы. Плавучий робот оснащён различными датчиками и приборами. С их помощью можно изучать структуру и рельеф донных осадков водоёмов, определять содержание кислорода, метана в воде и другие параметры. Особенно там, где на больших кораблях к месту исследования трудно подойти.
- Вместе с катамаранов мы тестировали гидролокатор. Катамаран его буксировал. Данные получили. Теневую картинку дна. Мы посмотрели объекты на дне, рельеф дна. Камни увидели, рвы, ямы всякие, - говорит инженер-электроник ИрНИТУ Дмитрий Токмачёв.
Испытания катамарана прошли успешно. Но учёные ИрНИТУ решили всё-таки к лету доработать его «начинку», чтобы он сам мог огибать препятствия. Впрочем, и сейчас катамаран готов к применению. Помимо научно-исследовательских работ, он может искать затонувшие объекты и браконьеров на любом водоёме региона. А также следить за экологическим состоянием Байкала.