Центр будет заниматься исследованиями для промышленного освоения Арктики. Для этого будет сформирована объединенная российско-китайская исследовательская команда, которая займется прорывными фундаментальными и прикладными исследованиями. Считается, что для финансирования общих разработок ученые совместно будут подавать заявки в крупнейшие российские и китайские научные фонды.
Определены приоритеты исследований: разработка конструкции ледостойких платформ для Арктической зоны РФ и шельфа Желтого моря, исследование долговечности бетонов в полярной зоне, надежности инженерных сооружений и ледовых нагрузок на суда.
- В ДВФУ исторически сформирована серьезная научная школа, которая имеет большой опыт ведения научных исследований в области Арктики и внедрения разработок при обустройстве объектов на шельфе морей. Объединение усилий с одним из ведущих технических вузов Китая выгодно дополнит масштабный проект Арктика в ДВФУ, - говорит директор Инженерной школы ДВФУ Александр Беккер.
По мнению профессора Харбинского политехнического университета Ван Вэй, даже несмотря на то, что Китай не имеет выхода в Арктику, участие в подобных исследованиях важно с точки зрения развития современных инженерных технологий в целом.
- На базе российско-китайского центра мы намерены решать и практические задачи. На шельфе Бохайского залива разрабатывается крупное нефтяное месторождение, и для его оборудования необходимы новейшие решения по защите инженерных объектов от льда. Ученые в ДВФУ обладают в этом безусловным авторитетом, - говорит он.
Дальневосточный федеральный университет и Харбинский политехнический университет также планируют активизировать обмен студентами и учеными. Одной из эффективных площадок для работы молодых исследователей двух стран станет ледовая школа «ICE Mechanics», которую ежегодно проводит ДВФУ.
Справка «РГ».
Проект «Арктика» реализуется в ДВФУ в рамках Программы повышения конкурентоспособности с 2014 года. Его цель - создание центра превосходства в области арктических технологий освоения ресурсов Мирового океана, который способен выполнять полный спектр инжиниринговых услуг, оказывать научное сопровождение проектов на шельфе арктических и субарктических морей.